Действия

Александра Соколовская (Маруся)

Материал из ВикиВоины

(перенаправлено с «Маруся (атаман)»)
5.00
(1 голос)

Александра Соколовская или Атаман Марусяповстанческий атаман, по профессии — учительница.

Биография[править]

Александра Соколовская родилась 14 декабря 1902 г. в селе Горбулев Радомышльского уезда Киевской губернии (ныне — Черняховского района Житомирской области) в семье псаломщика Свято-Николаевской церкви Тимофея Соколовского и его жены Евдокии Даниловны. Это была одна из семей украинской патриотической сельской интеллигенции, которые стали главными идеологами и организаторами национально-освободительной войны украинцев 1917 - 1920-х годов. Именно усилиями семьи Соколовских Горбуливское земское приходское училище в 1917 году было переформировано в украиноязычную гимназию. Ее директором стала жена старшего брата Дмитрия Соколовского Надежда.

Первым эту священную войну в уезде возглавил младший сын Соколовских — Алексей (родился 24 февраля 1900). Подавляя большевистский мятеж в Коростышеве, в ночь с 4 на 5 января 1919 он погиб. Борьбу продолжил Дмитрий (5 ноября 1894 р.), бывший прапорщик царской армии, активист радомышльской организации Украинской партии социалистов-революционеров. 67-летний отец атаманов Тимофей возглавил штаб крестьянско-казацкой армии Соколовских. Младшая дочь Саша стала связной и, говоря современным языком, агитпропагандистом. Она выступала в селах, поднимая людей на праведную войну, привлекая мужчин в отряды.

В ходе войны погибли все братья Александры, кроме священника Степана, который не мог воевать. Тогда Саша решила взять в руки оружие и продолжить дело покойных братьев.

Юная амазонка Саша Соколовская прошла своеобразный ритуал посвящения в казацкое рыцарство на вершине Девич-горы, древнего горбуливского капища. Там она стала атаманом Марусей во главе повстанческого отряда, состоящего из 300 сабель, 700 штыков, 10 пулеметов и 3-х пушек.

В повстанческих отрядах Соколовских воевал поэт, писатель Клим Полищук, которого всю жизнь волновал "грациозный образ гибкой, златовласой, синеокой девицы Марии". Он написал рассказ "Атаманша Соколовская", выданный 7 сентября 1920 г., в котором цитирует слова атамана Маруси:

Жизнь меня заставила стать атаманшей. Все люди, находящиеся сейчас возле меня, достались мне в наследство от моего брата, которого убили красные.

Некоторое время людьми руководил мой отец, но когда и его постигла та же участь, тогда уже я должна была взяться за дело. Нечего было делать, когда все в один голос кричали: "Нет Соколовского, так пусть Соколовская атаманствует (т. е. управляет повстанческим отрядом — прим.)! Других атаманов не хотим!". ...Вы думаете, что мне нужна война? Что мне в ней? Я женщина еще молодая, я хочу жить, но что делать? Все, что только было у нас, разбито и разграблено. Сожгли даже ту школу, где вы когда-то учительствовали. ...Сейчас, как видите, меня оберегать никому, а наоборот... Я оберегаю...

Имейте в виду, что начиная с этого села и до самого Радомышля, везде и всюду мои села и мои люди. Уже не один раз нападали на них красные, но ничего из этого не вышло. Теперь они готовят нападение на мое родное село, будучи уверенными, что я там, а я готовлю на них ловушку здесь.

О том, каким воином была Саша Соколовская, вспоминал Фещенко-Чопивский:

Перед моими глазами и по сегодняшний день стоит фигура стройной, небольшого роста девушки, которая была одета по-мужски. Ездила верхом, как лучший казак. Хорошо владела ружьем. ...Как и ее братья, была отважного десятка, и среди повстанцев пользовалась авторитетом ...среди крестьян Маруся была легендарной личностью, ...очень часто она спасала крестьян от большевистских продналогов.

О её лидерских качествах упоминает краевед П. Лесной, основываясь на воспоминаниях очевидцев:

Была очень смелой, первой бросалась в атаку, быстро принимала решения, мгновенно оценив обстановку. Ее приказы не обсуждались. Серъезные сельские дяди даже опасались отчаянную девушку невысокого роста.

Отряды Маруси продолжали содействовать с регулярными частями УНР и УГА, в частности, с 1-м Галицким корпусом. Очевидно, что вместе с ними Маруся "получила Киев и пару дней им владела", как утверждал член Директории профессор Афанасий Андриевский, сравнивая ее на страницах "Батькивщины" с Жанной д'Арк.

Воевала Маруся и на Подоле, участвовала в окружном съезде атаманов в Германовке вместе с атаманами Лихом, Ангелом, Голубом, Кармалюком... В начале ноября 1919 войско Маруси било белых под Мотовиловкой, красных под Фастовом. Идя в бой, Соколовская сказала вещие слова:

Это будет мое последнее наступление.

Видимо, недаром по силе воздействия на людей, умению выходить из критических ситуаций и предсказывать Сашу считали казачкой-чародейкой.

5 сотен с 3-мя пулеметами и 2-мя "Льюисами" во главе с сотником Мухобоем пошли на Мотовиловку, а сама Маруся с остальными сотнями — на Фастов. 11-ю и 12-ю сотни во главе с адъютантом Шабатуркой, атаман оставила в резерве при штабе в селе Тихая Балка. Саша крикнула собратьям:

Мы идем не для того, чтобы проиграть, а для того, чтобы выиграть!

Под Фастовом соколовцы окружили красных. А у Мотовиловки, имея 10-кратное преимущество, белые перешли в контрнаступление, нанеся повстанцам большие потери. Маруся отправилась к Мотовиловке, вернувшись через 15 минут. Дальнейшую её речь зафиксировал К. Полищук:

Мухобой убит! Белые у самого села. Все к оружию! ...Вы, Шабатурка, берите с собой полсотни казаков и попробуйте задержать их некоторое время за селом, а потом я вам скажу, что делать. Вы (обратилась к Полищуку — прим.) берите под свою команду "запас" и пошлите его в село за боронами, которые бросите вверх зубцами в те лужи, на окраине села.
8d24c64-marusia.jpg

Часа полтора боролся Шабатурка с белыми, не пуская их ни на шаг вперед. Когда все было готово, бросился бежать в деревню. Белые пустили вслед за ним кавалерию, которая со всего разгона вбежала в лужи и моментально села на острые зубцы борон. И в тот момент, пока белые были в замешательстве, атаманша бросилась на них сбоку и начала беспощадное уничтожение. Пулеметы буквально "секли врагов в капусту". Казаки, которые ранее бежали, теперь вернулись назад и перешли в наступление. Победа над белыми была очевидной. Об этом свидетельствовали горы лошадиных и осетинских трупов среди колонн, которые увязли в боронах и не могли бежать назад.

Но со стороны Фастова в контрнаступление перешли красные. Маруся приказала собираться всем в Велико-Половецком лесу, сама же останется на месте, пока не отступят все казаки. В это время, воспользовавшись суматохой, из-под стражи сбежал арестованный Марусей адъютант-бунтарь Найда. Он коварно выстрелил в окно дома, где заседал повстанческий штаб. Пуля попала Маруси в левый глаз. Вскрикнув, подняв вверх руки, она упала на землю.

Так выглядит большинство версий о гибели Маруси. Есть и другие. Существуют свидетельства и о том, что Маруся со своим отрядом еще долго воевала и через Румынию эмигрировала на Запад. На сосновом кресте новый атаман Шабатурка написал непафосный некролог:

Здесь спит дочь Украины Маша Соколовская, родом из села Горбулева, Радомышльского уезда. Боролась за право. Погибла от руки предателя 6 ноября 1919-го года. Прохожий, склони голову перед её преждевременной могилой!

Внешность[править]

Все восхищались золотисто-солнечным волосами атамана Маруси. Р. Коваль отмечал родинку над ее верхней губой. К. Полищук так описывал Соколовскую:

Я молча смотрел на ее стройную фигуру, в сером защитного цвета платье, на коротко подстриженные волосы и синие, с тайными огоньками, глаза, и не мог произнести ни слова. ...Она была в сапогах со шпорами, в короткой юбке, синий поддевке, и серой шапке с красным шлыком, вдоль которого было написано: "Смерть врагам Украины!".

Источники[править]