Действия

Зенитная самоходная установка Flakpanzer I

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

2 cm FlaK 38 (Sf) auf Panzerkampfwagen I Ausf. A (сокр. Flakpanzer I) — немецкая зенитная самоходная установка периода Второй Мировой войны, легкая по массе. Эта боевая машина была создана в начале 1941 года фирмами "Алькетт" ("Alkett") и "Штёвер" ("Stoewer") на базе легкого танка Panzerkampfwagen I. Стимулом для появления этой САУ стало желание Управления вооружений сухопутных сил (нем. Heereswaffenamt) иметь мобильную зенитную артиллерию на бронированной самоходной базе.

История[править]

Одной из первых зенитных самоходных установок стала модификация легкого танка PzKpfw I, причем работы проводились едва ли не в инициативном порядке. Стимулом к появлению этой машины стала успешное использование во Франции ЗСУ SdKfz 10/4 выполненной на базе 1-тонного полугусеничного тягача SdKfz 10. При имевшихся преимуществах у данной установки был один существенный недостаток – полное отсутствие бронирования. Возможно, что идея установить 20-мм зенитное орудие на танковое шасси появилась тогда же, но из-за наращивания поставок бронетехники для танковых войск её реализация была отложена. Лишь в начале 1940 года Отдел артиллерийско-технического снабжения сухопутных войск (Heerswaffenamt / Wa.Pruf 6) подготовил соответствующее распоряжение, согласно которому орудие с круговым сектором обстрела надлежало устанавливать на танки PzKpfw I Ausf.A. Выбор явно устаревшей ходовой части можно объяснить лишь тем, что для "единичек" активно искались другие формы использования.

Задание на разработку было направлено фирмам "Alkett" (Berlin-Tegel) и "Daimler-Benz" (Berlin-Marienfelde), однако другие источники утверждают, что переделка осуществлялась на фирме "Stoewer" в Штеттине. Не исключено, что "Stoewer" производила лишь окончательную сборку поставляемых деталей.

Шасси для ЗСУ поступили из состава 1-й роты 610-го транспортного батальона (Minitiontransportabteilung 610) где "единички" использовались как транспортеры боеприпасов. Впрочем, выбранное шасси мало подходило для удобной работы зенитных расчетов, а чтобы обеспечить пушке оптимальный центр тяжести, лобовая броня была перемещена вперед на 18-20 см. Так, для действий по наземным целям требовалось 5 человек, а для зенитной стрельбы – 8 человек. В целях компенсации были введены откидные металличестие борта, но общее положение они практически не спасали. Но самое главное – зенитная установка защищалась лишь лобовым бронещитом. Пожалуй, единственным преимуществом была возможность демонтажа 20-мм зенитки и установки её на буксируемую платформу. Эти процессы занимали 4 и 6 минут соответственно. Поскольку места для боекомплекта практически не оставалось (карабины Mauser 98K и часть снарядов перевозилась внутри корпуса за сиденьем водителя) для самоходки пришлось разработать специальный прицеп Sd.Ah.51 (Sonderanhänger 51) и сцепное устройство. Помимо боезапаса в деревянных ящиках также перевозились личные вещи экипажа. Связь между машинами осуществлялась с помощью сигналов, подаваемых флажками, так как радиооборудование было демонтировано.

В таком виде ЗСУ под обозначением 2cm Flak 38 auf PzKpfw I Ausf.A (Flakpanzer I) была принята к серийному производству. Конечно же, характеристики этой машины были весьма далеки от идеала, однако Вермахт требовал скорейших поставок зенитных самоходок и был согласен даже на такой "суррогат". В общей сложности было собрано 24 ЗСУ поступившие затем на вооружение 614-го моторизованного зенитного батальона сухопутных войск (Fla.-Bataillon 614) сформированого в Апьтварпе (Altwarp). В процессе поступления материальной части проводилась активная теоретическая и практическая подготовка личного состава, прибывшего из запасных зенитных частей, что позволило к вторжению в СССР получить хорошо обученные экипажи. Вместе с тем, Fla.-Bataillon 614 оснащался разнородным автомобильным парком, собранным из реквизированных немецких и трофейных французских и английских машин, что создавало определенные проблемы с их эксплуатацией.

Конструкция[править]

Корпус и бронирование[править]

По компоновке 3CV ничем не отличалась от базового танка: трансмиссионное отделение и, соответственно, ведущие колеса располагались в носовой части корпуса, за ним следовало отделение управления, где слева размещался механик-водитель. Моторное отделение находилось в кормовой части. Корпус машины был сварен из катаных листов хромоникелевой стали.

Вооружение[править]

На месте демонтированной башни устанавливалась 20-мм автоматическая пушка FlaK 38 длиной 113 калибров, обладавшей боевой скорострельностью 220 выстрелов в минуту и позволявшей эффективно поражать низколетящие самолёты. Вертикальные углы наведения находились в пределах от -10° до +87°. Достоинствами орудия были простота устройства, возможность быстрой разборки, сборки, установки и сравнительно малый вес, особенно по отношению к тяжелым зенитным немецким орудиям.

Двигатель и трансмиссия[править]

а ЗСУ стоял 4-цилиндровый, карбюраторный, горизонтально-оппозитный двигатель воздушного охлаждения Krupp M305, который развивал мощность 57 л.с. при 2500 об/мин. В задней части моторного отделения по обеим сторонам двигателя находились два бензобака общей емкостью 144 л. При движении по шоссе этого количества топлива хватало на 180 км (130 км по местности). Трансмиссия состояла из карданной передачи двухдискового главного фрикциона сухого трения, механической пятискоростной коробки передач ZF Aphon FG35, механизма поворота, бортовых фрикционов, передач и тормозов.

Ходовая часть[править]

Ходовая часть ЗСУ применительно к одному борту состояла из четырех обрезиненных опорных катков диаметром 530 мм и одного необрезиненного опорного катка, несколько большего диаметра, выполнявшего роль направляющего колеса, ведущего колеса переднего расположения и трех поддерживающих роликов. Передний каток имел индивидуальную подвеску на спиральной пружине, остальные были сблокированы попарно на продольной внешней балке и подвешены на листовых четвертьэллиптических рессорах. В ходовой части использовалась мелкозвенчатая двухгребневая гусеница шириной 280 мм.

Боевое применение[править]

На фронт Flakpanzer I отправились далеко не сразу. Лишь в конце августа 1941 года батальон железнодорожным транспортом проследовал по маршруту Берлин – Дрезден – Будапешт — Прага, откуда затем был отправлен в Румынию в район Ясс. Поскольку линия фронта к тому времени значительно сместилась на Восток, экипажам ЗСУ пришлось своим ходом пройти ещё 600 км, и в итоге им была поручена задача по охране мостов через Днепр. После недолгого пребывания в тылу батальон был всё же отправлен на передовую, где ЗСУ проявили себя как эффективное оружие не только против воздушных целей. В ряде случаев Flakpanzer I приходилось взаимодействовать с пехотой, подавляя огнем автоматической пушки долговременные огневые точки. Один из таких ярких примеров был изложен унтер-офицером Кнаппе из 1-ой роты 614-го зенитного батальона, участвовавшего в бою 17-го мая 1942 года под Харьковом:

Ровно в 4:45 обрушился шквал огня, а через пять минут мы услышали шум авиационных моторов. Такого мы еще не испытывали: 200 немецких бомбардировщиков атаковали вражеские позиции. Наши собственные штурмовые группы при этом тоже понесли потери, так как находились на исходных позициях только в 200 метрах от врага. К тому же ветер нес в нашу сторону густой дым от разрывов. Тотчас вражеская артиллерия открыла заградительный огонь и вынудила нас искать все возможные укрытия, чтобы избежать осколков. Затем пехота пошла в атаку, для нас это означало "Зенитки к бою!".
На краю деревни наступление приостановилось, первый зенитный танк вышел из строя, унтер-офицер Меллер и ефрейтор Звере погибли, остальные члены экипажа были ранены. Лейтенант Буссе повел вперед второй танк и тоже сразу был ранен, экипаж вынужден был покинуть танк. Русские снайперы имели господство на поле боя и вынудили нашу пехоту отойти в укрытия. Неужели так удачно начавшееся наступление захлебнется? Мой зенитный танк получил повреждения гусениц. К счастью мы находились в мертвой зоне и стали лихорадочно их восстанавливать. Все зависело от моего экипажа... Мы осторожно двинулись вперед. Перед нами находилась долговременная огневая точка прикрываемая снайперами простреливавшими всю местность. С дистанции 300 метров, за считанные секунды, мы поразили огнем все видимые амбразуры. У противника больше не было шансов и вскоре все оставшиеся в живых вышли с поднятыми руками. Почти 100 солдат противника были взяты в плен нашей пехотой. Наступление продолжалось, после нескольких очередей мы вывели из строя минометную батарею. Трех убитых и 12 раненых из 34 человек стоило нам это наступление.

Из этой наглядной иллюстрации боевого применения Flakpanzer I на одном из южных участков советско-германского фронта можно было сделать несколько выводов. Прежде всего, интенсивная стрельба из 20-мм пушки (в первую очередь трассирующими снарядами) не всегда оказывала "сильный деморализующий эффект" на солдат противника, хотя поражающая способность снарядов оказалась достаточно большой. Крайне слабой оказалась защищенность ЗСУ. Броня самоходки пробивалась даже 12,7-мм бронебойными пулями, выпущенными из пулемета ДШК на дистанции 200-300 метров, не говоря уже про 14,5-мм противотанковые ружья ПТРС и ПТРД, поражавшие Flakpanzer I на дистанции до 500 метров. Расчет орудия в такой ситуации мог надеяться только на удачу и неточную стрельбу противотанкистов. Помимо прочего, порядком изношенные шасси PzKpfw I Ausf.A "страдали" ненадежной работой трансмиссии. Тем не менее, проведя почти год на фронте 614-й зенитный батальон потерял по боевым причинам лишь несколько машин.

Однако, фортуна не могла оставаться с зенитчиками слишком долго – зимой 1942-1943 гг. батальон попал в "котел" под Сталинградом и погиб практически в полном составе. При этом часть Flakpanzer I достались советским войскам в исправном состоянии. Оценка трофейной техники оказалась весьма критической и все ЗСУ были в скором времени отправлены на слом.

Операторы[править]

Источники[править]