E-100
Материал из ВикиВоины
Einheinzfahrzeug E-100 — сверхтяжёлый танк, разрабатывавшийся в годы Второй Мировой Войны в Третьем Рейхе с середины 1943 года до самого конца боевых действий. Танк так и остался в чертежах, далее первого прототипа (построенного без башни) дело так и не ушло.
История[править]
Из всех проектов сверхтяжелых танков нацистской Германии, самыми продвинутыми и более-менее выполнимыми были проекты танков "Maus" и Е-100. Но из них самым перспективным был именно последний. Вероятно потому, что он начал разрабатываться позже и опыта у немецких конструкторов было немного больше. Впрочем, Е-100 изначально задумывался, как замена в проектировании именно танка "Maus", что хоть и было, в принципе, целесообразно, но не менее бессмысленно. При сходных боевых характеристиках с "Maus'ом", танк должен был быть достаточно технологичным для массового производства.
Танками Е-серии собирались провести тотальную замену, включая проектируемые и опытные перспективные образцы, созданные ранее. Официально о существовании проекта "Einheinzfahrzeug E-100" и факте передачи соответствующих чертежей от директора фирмы "Adlerwerke" Карла Йеншке (Karl Jenschke) в адрес "Wa.Pruf.6" было объявлено на собрании 18-го марта 1944 года. Тогда же установили недельный срок сдачи деревянной модели.
Всё выглядело вполне прилично ровно до момента детального рассмотрения эскизов. Дело в том, что фирма "Adlerwerke" занималась только проектированием шасси, а вот корпус, вооружение и башня находились в ведении фирмы "Krupp". На совещании 17-го мая 1944 года ведущий инженер Рабэ (Obering.Rabe), представлявший "Porsche", заявил, что указанная в проекте башня массой 35 тонн (Maus Versuchs-Turm Nr.1) почти полностью унифицирована с башней танка "Maus" проекта Bz 3289.
Что касается этого компонента танка, то по мнению специалистов из "Wa.Pruf.6" текущая конструкция башни имела усложненную конструкцию и требовала упрощения. Одновременно предполагалось снизить её титаническую массу. Данные работы были поручены фирме "Krupp" в рамках контракта SS 4911/0006/3040/43, подписанного 8-го апреля. Согласно этому документу фирма в ближайшее время обязалась предоставить макет в масштабе 1:5. В ходе собрания 16-17 апреля между представителями "Krupp" и "Wa.Pruf.6" обсуждались такие вопросы как:
- увеличения башенного погона;
- улучшение вентиляции;
- установка нового дальномера;
- установка устройства для продувки канала ствола 128-мм орудия;
- доработка 75-мм орудия под горизонтальный затвор.
Новая башня получила обозначение "Maus II Turm" и в теории должна была устанавливаться на серийные танки "Maus". Внешне, от предыдущего образца, она отличалась наклонным лобовым бронелистом и новой маской для спаренной орудийной установки при сохранении прежней схемы бронирования. Основное вооружение состояло из орудия 12,8cm KwK L/37 с дульным тормозом и короткоствольного орудия 7,5cm KwK L/24, установленного над ним. К большому сожалению для немцев ни одного образца "Maus II Turm" изготовлено не было, а для предсерийных танков "Maus" было собрано несколько башен предыдущего проекта.
Разумеется, ничего удивительного в схожести проектов "Krupp" и "Adlerwerke" не было, поскольку эскизный чертеж от представлял собой ни что иное, как доработанный "Tiger-Maus". Не скрывал этого и Книпкамп, который на совещании 30-31 мая 1944 года открыто заявил, что отвергнутый некогда эскизный проект "W 1679" стал базой для дальнейших работ в рамках "Entwincklungsreiche Versuchs-Panzerkampfwagen", на что было получено согласие "Panzerkomission" при непосредственном участии полковника Гольцгауера. На логичный вопрос о том, почему же проектирование и сборку "E-100 Versuchs-Fahrgestell" (то есть речь шла именно о шасси) была передана фирме, не имевший никакого опыта в работе над подобными машинами, Книмкамп ответил, что фирма "Krupp" сейчас перегружена заказами и не может взять на себя дополнительные контракты.
Пикантность ситуации усугублялась полной уверенностью Гольцгауера в том, что "Е-100" является абсолютно новым проектом, не имеющим отношения к разработкам "Krupp" полуторалетней давности. Впрочем, ведущему инженеру Вольферту, после переговоров с полковником Кроном, удалось убедить представителей "Wa.Pruf.6" в правильности выбранного пути. В свою очередь Крон вполне справедливо указал, что чертежи передаваемые Гольцгауеру должны содержать отметку о том, что работы по "Е-100" будут базироваться на проекте фирмы "Krupp" от ноября 1942 года. В итоге было получено разрешение на постройку одного опытного шасси, оснащенного подвеской на спиральных пружинах, с массогабаритным макетом башни.
Таким образом, работы над преемником "Tiger-Maus" были возобновлены весной 1944 года на предприятии компании "Adlerwerke" во Франкфурте-на-Майне. Позднее сборкой занялось предприятие компании "Henschel", и к июню 1944 года были готовы бронированные шасси танка.. Сборка опытного образца шасси производилась на полигоне в Хаустенбеке, куда доставлялись необходимые комплектующие. По всей видимости, работы продвигались согласно графику, хотя условия для монтажа основных элементов конструкции танка и оборудования можно было назвать в лучшем случае приемлемыми – выделенный для сборки цех был насколько малых размеров, что фотографам не удалось сделать ни одного снимка шасси Е-100 общего плана.
10-го июля 1944 года Гитлер издал распоряжение о прекращении всех работ по сверхтяжелым танкам. Нельзя сказать, чтобы эту новость совсем не ждали, но приятного в ней было мало. Тем не менее, руководство фирм "Krupp" и "Adlerwerke" решили продолжать сборку прототипа шасси, тем более, что фирма "Henschel" не отказывалась от своих обязательств.
Несомненно, что темп работ существенно снизился, но не остановился полностью. В ходе инспекции 15-го января 1945 года в сборочном цеху было выполнено 64 фотографии, часть которых сейчас выложена в открытый доступ. Исходя из составленного отчета, помимо скромных рабочих ресурсов, хуже всего дела обстояли с поставками ключевых узлов и агрегатов, что было вызвано бомбардировками немецких предприятий и нарушением коммуникаций между ними. Так, например, элементы подвески (спиральные пружины) были погружены на железнодорожные платформы, но прибыли совсем не туда, где их ожидали. Рабочие фирмы "Adlerwerke" сообщали, что завершение работ по ходовой части может состояться только после их получения, но под конец войны уже никому не было дела до опытного танка.
Относительно остальных компонентов ситуация сложилась так:
- прибыли транспортные гусеницы, но отсутствовали боевые гусеницы;
- частично собран моторный отсек от задней бронеплиты до пожарной перегородки, отсутствуют топливопроводы;
- отсутствует верхняя бронеплита для моторного отсека, что препятствует завершению монтажа электросистемы;
- велась сборка боевого отделения;
- завершалась установка элементов трансмиссии и рулевого управления;
- ожидалась поставка массогабаритного макета башни.
Башню от корпорации Круппа новый танк так и не получил, а шасси "зависли" на полигоне Хаустенбек около города Падерборн.
В мае 1945 года полигон в Хаустенбеке, вместе со всей находившейся там техникой, был захвачен британскими войсками. Обнаруженное там шасси Е-100 оказалось частично разобранным (то есть, его состояние отличалось от фотографий, сделанных в январе), но британцев это абсолютно не смутило. Каким-то образом им удалось найти "потерянные" пружины подвески и летом 1945 года произвести окончательную сборку шасси, после чего шасси погрузили на сверхтяжелый трейлер и отправили в Великобританию. В процессе последующих испытаний выяснилось, что получившийся танк даже без установки башни обладает очень низкой проходимостью, а его скорость не превышает 20 км/ч. Спустя некоторое время несостоявшийся "конкурент" танка "Maus" был отправлен на переплавку.
Кстати, американцы тоже ознакомились с конструкцией Е-100, но судя по всему большого интереса эта машина у них не вызвала (возможно, из-за схожести с "Tiger II"). Как проходили испытания шасси Е-100 и чем они закончились пока узнать не удалось – вполне вероятно, что оно вообще не прошло ни одного метра самостоятельно. Далее, вплоть до начала 1950-х гг., шасси находилось на задворках танковой школы в Бовингтоне, но музейным экспонатом стать ему было не суждено. В конечном итоге несостоявшийся Е-100 продали на металлолом.
Конструкция[править]
Е-100 создавался в соответствии с требованиями, выдвинутыми Гитлером к сверхтяжелому танку еще на совещании 8 июля 1942 года. Это танк традиционной для германского танкостроения компоновки — моторное отделение у него располагалось в кормовой части корпуса, боевое — посередине, ведущие колеса и трансмиссия — спереди. У Е-100 переднее расположение трансмиссии (в нижней лобовой детали), объемная боеукладка, в бортах корпуса и башни.
Ширина Е-100 составляла почти 4.5 метра и никак не вписывалась в стандарт немецких железнодорожных транспортных платформ. Но подобная проблема была для германских конструкторов не в новинку, посему решили попросту уменьшить ширину гусениц и снимать при транспортировке бортовые экраны и внешние опорные катки, как это делалось на "Тиграх". А поскольку массовое производство Е-100 наладить так и не удалось, подобное решение не оказалось функциональным. Также рассматривался вариант использования шасси Е-100 в качестве базы для различных САУ и спецмашин.
Корпус и бронирование[править]
Для повышения живучести танка его решили сделать ниже, чем "Maus", на 37 см. Кроме того, максимально уменьшили количество вертикальных поверхностей и прямых углов у его бронирования – если "Maus" имел практически вертикальные борта, то Е-100 такой "прямолинейностью" не обладал. Все эти конструктивные решения позволили спроектировать танк на 50 тонн легче, чем "Maus", но и в 120 тонн конструкторам вписаться не удалось – по расчетам получившаяся машина должна была весить 137,8 тонны.
Такая тяжесть являлась причиной чрезмерного усиления брони — во лбу корпуса установленная под рациональным углом в 60 градусов 200 мм бронеплита. Скругленные, покатые бортовые стальные листы имели толщину 120 мм. Причём, верхняя часть борта и верхняя часть гусениц должны были закрываться 90-мм экранами, которые предполагалось при перевозке снимать. Кормовая броня была крепче бортовой — 150 мм под углом 30 град. Защищенность башни была в целом однородной и в среднем ее толщина составляла 220 мм.
Башня имела диаметр погона 3060 мм, её поручили разрабатывать фирме Krupp. Как уже было сказано ранее, для Е-100 был разработан облегченный вариант с проектной массой 35 тонн, у которого была существенно уменьшена толщина бронелистов: лоб – 200 мм, борта – по 80 мм, корма – 150 мм, крыша – 40 мм.
Бронирование E-100 | |
---|---|
Лоб корпуса | 150 - 200 мм |
Борт корпуса | 120 мм + 90 мм |
Корма корпуса | 150 мм |
Лоб башни | 200 мм |
Борт башни | 80 мм |
Корма башни | 150 мм |
Крыша башни | 40 мм |
Вооружение[править]
Конструкторы Книпкампа хотели снабдить Е-100 150-мм пушкой. Для экономии времени на первые экземпляры танка решили установить башню под 150-мм орудие с курсовой 76-мм пушкой, уже разработанную концерном Круппа для танка "Maus".
Из чертежей не совсем ясно, какая же именно пушка должна была устанавливаться в конечном варианте танка — 150 мм марки Kwk 44 L/36.5 или же чуть менее мощная 128 мм Kwk L/55, которая, кстати, должна была устанавливаться и на "Maus". В разработанной в начале 1944 года башне ничего крупнее 12,8-см KwK 44 L/55 не ставилось. Более крупное орудие нельзя было поставить в виду установки дальномера.
Но как бы то ни было, оба они обладали сокрушительной мощью. Дополнительным вооружением в обоих вариантах становился пулемёт 7,92 мм MG-34.
Двигатель и трансмиссия[править]
Силовая установка Е-100 была проще и надежнее, чем у его "конкурента". Фердинанд Порше и в "Тигре", и в сверхтяжелом танке упорно внедрял свою систему раздельного привода каждой гусеницы отдельным электродвигателем, питавшимся от генератора, который приводился в движение бензиновой силовой установкой. Конструкторы Книпкампа пошли более простым путем.
Надо отметить, что в чертеже 021A38300 (Project B Antrieb) предполагалась установка двигателя Maybach мощностью 1200 л.с. и 8-скоростной механико-гидравлической трансмиссии "Mecydro". Фактически на опытное шасси должен был устанавливаться мощнейший 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL 230 P30 и рулевое управление Henschel L 801, а также коробку передач Maybach OG 401216В. На максимальных оборотах двигатель мог работать с мощностью 700 л. с., и придавать танку скорость почти 40 км/ч, что было лишь номинальной, т.е. предполагаемой скоростью. На деле же она должна быть куда меньше. Мощность двигателя была явно недостаточной, однако более мощного мотора на тот момент в Германии не было, а второй двигатель конструкторы решили не ставить. Они приняли решение, что на первых порах лучше смириться с невысокой скоростью их сверхтяжелого танка и подождать, пока появятся более мощные двигатели.
В перспективе планировалось установить более мощный Maybach HL 234 или дизель мощностью 1100-1200 л.с. С новым двигателем должна была устанавливаться новая гидромеханическая трансмиссия Maybach Mekydro.
Ходовая часть[править]
Систему подвески для танка разработал конструктор Лер из фирмы "MAN". Катки должны были располагаться в шахматном порядке по обе стороны от гусеничных гребней, выстроенных в один ряд – эта разработка Книпкампа использовалась практически на всех тяжелых танках Третьего Рейха. Для высвобождения как можно большего пространства ведущими сделали не передние "звездочки", как это было принято у немецких танков, а задние.
Ходовая часть Е-100 включала по 8 опорных катков диаметром 900 мм на каждый борт, переднее расположение направляющих колес и заднее расположение ведущих колёс зубового зацепления. Учитывая огромную проектную массу предусматривалось два варианта гусениц: транспортные шириной 500 мм и боевые шириной 1000 мм. Шаг трака составлял 150 мм. Система подвески, разработанная доктором Лёром из фирмы MAN, оказалась весьма удачной и позволила уменьшить из без того огромную массу танка - вместо торсионов использовали более легкие пружины из стали Бельвилля. Этот технический ход также позволил расположить в днище эвакуационный люк.
Оценка машины[править]
Если сравнивать оба сверхтанка, то по суммарной огневой мощности Е-100 был равен “Maus”, но фактически эта орудийная установка для него поставлена не была. Кроме того, защищенность танка фирмы Porsche была выше благодаря более широкому использованиютолстых бронеплит, практически полностью закрывавших борта и ходовую часть.
Если бы проект Е-100 был готов вовремя, то именно он пошёл бы в производство, а не "Maus", который, кроме огромного веса, имел ещё несколько недостатков, в первую очередь, неудачную форму корпуса. Она состояла из большого количества вертикальных поверхностей, которые Е-100 также имел, но в гораздо меньшем количестве. Электрическая трансмиссия "Maus'а", нуждающаяся в то время в серьёзной доработке, и унификация E-100 с остальными танками его серии давала возможность новому танку уверенно занять место "Maus'а", однако острый дефицит сырья делал выпуск даже небольшой серии таких танков весьма проблематичным.
То, что немецкие конструкторы сочли именно Е-100 куда более перспективным и показало превосходство его над своим конкурентом. Благодаря мощной броне танк хорош в защите, а неплохая для 130-тонной машины скорость позволяет уверенно перемещаться по полю боя. Бронирование танка в целом специфично. Наиболее уязвимыми местами являются тонкая нижняя лобовая деталь и огромная башня, бронелисты которой расположены под нерациональными углами. Последнее особенно неприятно в случае с лобовой плитой.
Все историки однозначно сходятся на одном — Е-100 не мог нести в себе никакой тактической пользы в условиях, сложившихся на то время на передовой. Несмотря на то, что технически он был лучше своего 180-и тонного сверхтяжёлого собрата, пользы от него было бы не больше.
Операторы[править]
- Германия (Третий рейх)
Галерея[править]
Интересные факты[править]
- Студия ГРЕК посвятили немецкому сверхтяжёлому танку песни "E 100 - на все сто!" и "Протанкуй, братуха!".
- Среди игроков многопользовательской игры "World of Tanks", танк получил прозвища "Естонец", "Ешка" и "Сотка".