Действия

Сверхтяжёлый танк Осокина

Материал из ВикиВоины

5.00
(1 голос)

Танк-крейсер Осокина — проект советского сверхтяжёлого танка конструкции инженер-подполковника П.П. Осокина. Работы прекращены на стадии проектирования.

История[править]

Как известно, в годы Великой Отечественной войны новые образцы техники разрабатывались и предлагались не только официальными конструкторскими бюро. Наркомат обороны регулярно получал те или иные технические предложения от энтузиастов.

По известным данным, П.П. Осокин выступил со своим предложением в области перспективной бронетехники в начале лета 1942 г. На тот момент он служил в одной из частей Уральского военного округа, и потому стал продвигать собственную идею именно там. 11 июня изобретатель ознакомил со своим проектом "танка-крейсера" ряд военачальников УВО. По задумке инженер-подполковника, перспективный сверхтяжелый танк мог бы решать на поле боя достаточно широкий спектр задач. Целями для его орудий могли бы стать бронемашины и укрепления противника, живая сила и незащищенная техника. Развитый комплекс вооружений, включающие ствольные системы разных калибров и разной мощности, обеспечивал значительную гибкость боевой работы в тех или иных условиях.

О новой разработке он доложил начальнику отдела автобронетанковых войск округа полковнику Евдокимову, другим сотрудникам отдела, а также заместителю командующего ВВС УВО генерал-майору Соколову. Командование военного округа, в целом, одобрило оригинальное предложение П.П. Осокина, но сделало некоторые замечания.

Как позже писал конструктор-энтузиаст, полковник Евдокимов, которому вскоре предстояло ехать в Москву, обещал сообщить вышестоящему командованию о новой разработке. Кроме того, тот мог поспособствовать переводу Осокина в столицу для дальнейшей работы над проектом. Впрочем, даже по прошествии нескольких недель инженер-подполковника так и не вызвали в Москву, и потому он был вынужден писать в вышестоящие органы.

Письмо "наверх" было отправлено специалистам Главного автобронетанкового управления, которым предстояло изучить оригинальное предложение и дать ему соответствующую оценку. Работы по изучению представленных документов начались не позже конца июля 1942 г. Уже в первых числах августа было готово первое заключение, предопределявшее дальнейшую судьбу проекта. Позже появился и официальный ответ от автобронетанкового управления. Предложенный образец бронетехники имел массу проблем и не представлял практической ценности, и потому армия не заинтересовалась им. "Танк-крейсер" Осокина не получил одобрения специалистов ГАБТУ.

В октябре 1942 г. появился официальный документ, подводивший итоги изучению предложения П.П. Осокина. Специалисты отмечали, что "танк-крейсер" имеет ряд принципиально неустранимых недостатков, и потому не может найти места в серийном производстве и армии. Дальнейшая проработка проекта не имела смысла, и от нее можно было отказаться. Такая боевая бронированная машина не представляла интереса для Красной Армии. Осенью 1942 г. Главное автобронетанковое управление вынесло свое решение, и на этом история проекта П.П. Осокина закончилась. Полученные от изобретателя документы, а также бумаги с оценками специалистов, отправились в архив.

Конструкция[править]

Корпус и бронирование[править]

Согласно сохранившимся схемам, проект П.П. Осокина предлагал строительство достаточно сложной бронемашины характерного облика. Крупный образец должен был иметь сочлененную схему и собираться из ряда отдельных элементов-модулей. Одни составляющие предназначались для передвижения машины, тогда как наиболее крупный элемент являлся своеобразным боевым отделением. Судя по известным схемам, "танк-крейсер" мог иметь определенную унификацию с существующими образцами. В частности, корпуса "ходовых модулей" заметным образом напоминали соответствующий агрегат среднего танка Т-34.

В передней и задней частях "крейсера" предусматривалось размещение четырех модулей, отвечавших за подвижность. Каждый из них фактически представлял собой самостоятельный средний танк с собственной силовой установкой, броневым корпусом и ходовой частью. Внешне такие изделия должны были походить на серийный Т-34 и, вероятно, оснащаться схожим корпусом. Тем не менее, предусматривались самые серьезные отличия.

Центральные бортовые корпуса П.П. Осокин предложил выполнить заодно с самым крупным агрегатом боевой машины, на котором планировалось разместить ее главное вооружение. Центральный корпус отличался большой длиной и усиленной защитой. Отдельные его броневые листы должны были иметь толщину 125 мм. Такой корпус имел наклонные лобовые листы, вертикальные борта и горизонтальную крышу. На бортах предусматривались крупные полки, фактически являвшиеся крышей бортовых корпусов. Компоновка центрального корпуса была достаточно простой. Все его объемы являлись либо боевым отделением, либо отсеками для боеприпасов.

В передней части центрального корпуса предлагалось поместить рабочие места двух членов экипажа. Один мог следить за дорогой и обстановкой, а второй являлся стрелком. За ними находился погон для крупной башни.

Длина всего "танка-крейсера" в сборе составляла 21,5 м. Ширина – 9,7 м. Высота по верхним устройствам башни главного калибра – целых 4,3 м. Боевая масса, по расчетам конструктора, достигала 270 т. При этом удельная мощность превышала 22,2 л.с. на тонну, что позволяло надеяться на получение приемлемой подвижности.

Наличие нескольких отдельных корпусов и большого количества орудийных башен привело к соответствующему росту численности экипажа. Управлять машиной и ее оружием должны были сразу 30 танкистов. Любопытно, что наличие крупных свободных объемов внутри корпуса позволяло танку брать на борт десант из нескольких десятков человек. При этом, в отличие от других боевых машин своего времени, "танк-крейсер" мог бы перевозить их под защитой брони.

Вооружение[править]

Корпус, унифицированный с Т-34, должен был комплектоваться штатной башней с вооружением. Таким образом, по углам "крейсера" в сборе находились четыре полноповоротные башни с 76-мм орудиями и пулеметами винтовочного калибра. Также сохранялись лобовые пулеметные установки корпуса.

В передней части центрального корпуса предлагалось поместить погон для крупной башни с двумя орудиями калибром 152 мм. Центральный отсек корпуса представлял собой крупный объем для хранения боекомплекта. За ним предлагалось обустроить открытую площадку для 76-мм зенитного орудия. В корме корпуса конструктор разместил поворотную башню с парой 23-мм зенитных автоматов. По одной открытой установке со спаренными пулеметами планировалось поместить в центре обеих бортовых полок корпуса. В центральных бортовых корпусах предусматривалось по две пулеметные установки для стрельбы в боковую полусферу.

По расчетам инженер-подполковника Осокина, "танк-крейсер" мог иметь более чем крупный боекомплект. Наличие значительных свободных объемов обеспечивало перевозку до 200 выстрелов калибра 152 мм, 580-600 снарядов для 76-мм пушек и 1 200 снарядов калибра 23 мм. Крупнокалиберные пулеметы получили боекомплект в 4 550 патронов, системы винтовочного калибра – почти 26,5 тыс. патронов.

В одной из схем, подготовленных конструктором-энтузиастом, приводились углы обстрела всего имеющегося вооружения. "Танк-крейсер", несущий 9 пушек и 17 пулеметов, мог вести огонь в любом направлении, как по наземным, так и по воздушным целям. Наличие ряда поворотных башен и башенок обеспечивало одновременный обстрел одних и тех же объектов из нескольких систем. Важной особенностью проекта было наличие развитого зенитного вооружения. Крупный танк с выдающейся огневой мощью рисковал стать приоритетной целью для вражеской авиации, и для борьбы с нею он получил отдельный набор пушек и пулеметов.

Двигатель и трансмиссия[править]

Центральные бортовые корпуса "танка-крейсера" предлагалось оснащать собственными двигателями. Каждый из них мог комплектоваться парой авиационных дизельных двигателей М-30 или М-40, что позволяло получить суммарную мощность машины на уровне 6000 л.с. Все четыре двигателя предлагалось соединять с механической трансмиссией. Последняя должна была обеспечивать вращение ведущих колес центрального расположения, заимствованных у серийного Т-34.

Ходовая часть[править]

Между двумя "ходовыми модулями" одного борта предлагалось размещать дополнительный корпус значительной длины. С другими корпусами его следовало соединить при помощи шарнирных устройств. На каждом борту такого корпуса требовалось установить по шесть опорных катков, заимствованных у танка. Три находились в передней части и охватывались гусеницей переднего корпуса. Другие три фактически входили в состав ходовой части заднего корпуса. Также предусматривалось использование собственных ведущих колес. Между центральными опорными катками, работавшими с гусеницами, Осокин поместил пару тележек с двумя катками на каждой. Последние лежали прямо на грунте.

Оценка машины[править]

Из-за больших размеров и боевой массы "крейсер" признали громоздким и недостаточно маневренным. Неприемлемые габариты также делали танк слишком заметным на поле боя, а кроме того, облегчали работу артиллерии или авиации противника. Машина оказывалась чрезмерно легкой целью. Эта проблема усугублялась не вполне адекватным бронированием. Наконец, проект оказывался неудачным с точки зрения логистики. Для переброски по железной дороге "танк-крейсер" нужно было разбирать на отдельные составляющие. Перед отправкой в бой требовалась обратная сборка. При этом машина могла пройти далеко не под всеми существующими мостами.

Вопросы производства в заключении ГАБТУ не рассматривались, но и в этом плане проект П.П. Осокина не отличался особыми перспективами. Состав агрегатов показывает, что взамен одного сверхтяжелого танка промышленность могла бы построить несколько боевых машин среднего или тяжелого класса. При схожих затратах времени, усилий или денег, армия получила бы большее число боевых машин с приемлемыми характеристиками и возможностями. Естественно, по тем или иным показателям серийные Т-34 или иные танки могли бы уступать "крейсеру" Осокина, но в целом они оказывались куда более выгодным приобретением.

"Танк-крейсер" имел некоторые положительные черты, но характерные минусы полностью их перевешивали. Значительный рост огневой мощи отдельной боевой единицы, способной заменить несколько бронемашин разных типов, был связан с крайней сложностью производства, транспортировки и эксплуатации. Кроме того, недостаточная защита приводила к серьезным рискам: всего пара снарядов или точно сброшенная бомба могла нанести ущерб, схожий с потерей целого танкового подразделения.

Операторы[править]

Галерея[править]

Примечания[править]

  1. Курсивом отмечены потенциальные пользователи.

Источники[править]