Т-12
Материал из ВикиВоины
Т-12 — опытный советский средний маневренный двухбашенный танк межвоенного периода. Построен в единственном экземпляре.
История создания[править]
В конце 1927 г. Орудийно-арсенальный трест получил задание на проектирование и изготовление среднего маневренного танка. Строительство боевой машины должно было осуществляться на Государственном Харьковском паровозостроительном заводе при технической поддержке КБ Орудийно-арсенального треста. На тот момент только-только созданное танковое КБ Харьковского паровозостроительного завода еще не имело опыта проектирования боевых машин, т. к. завод занимался производством локомотивов и гусеничных тракторов. Силами КБ завода разрабатывались трансмиссия и ходовая часть будущего танка, а проектирование корпуса и башни велось в КБ Орудийно-арсенального треста в Москве под руководством ведущих конструкторов.
В работах по созданию танка (получившего наименование Т-12), которые велись на Харьковском паровозостроительном заводе, принимали участие военный инженер Н. М. Тоскин, представитель Орудийно-арсенального треста, а также молодой конструктор А. А. Морозов, в будущем руководитель танкового КБ завода, дважды Герой Социалистического Труда.
Описание конструкции[править]
На внешний вид повлиял опыт американцев, которые создали танк T1E2, в котором было предпочтено ярусное расположение оружия (пулемётная башня на крыше основной башни). Компоновка танка получалась довольно плотной, хотя он был выше в размерах и недостаточно удобным для экипажа. Немаловажен и тот факт, что подобная конструкция влекла за собой увеличение высоты танка, а это, в свою очередь, делало его более заметным и затрудняло маскировку.
Отделение управления располагалось спереди, сзади него были боевой отсек и моторно-трансмиссионное отделение. Большая девятигранная башня была рассчитана на экипаж из 3 человек, в который входили командир, заряжающий и пулемётчик. В лобовом листе танка можно было ставить 45-мм пушку или 57/60-мм гаубицу. По бортам ставились по два спаренных пулемёта Фёдорова, а в верхней башне (на крыше основной), смещённой назад, ставилась ещё одна спарка 7,62-мм пулемётов. В силовую установку входил авиадвигатель Hispano-9 мощностью 200 лошадиных сил. Ходовая часть была заимствована от французских машин: 8 катков на борт (в 4 тележки с вертикальной пружинной амортизацией), 4 поддерживающих ролика, заднее ведущее и переднее направляющее колёса. Броня составляла до 12 мм толщиной на бортах и до 22 мм спереди. Механик-водитель занимал своё место у правого борта. Боекомплект Т-12 состоял из 100 орудийных снарядов и 4000 пулеметных патронов. На танке был установлен авиационный двигатель мощностью 200 л. с.
Одной из особенностей Т-12 являлось то, что место механика-водителя находилось справа от продольной оси танка, что было нехарактерно для советского танкостроения. Также одной из новинок, примененных на Т-12, стал ленточный плавающий тормоз профессора В. И. Заславского. Поворот главной башни осуществлялся с помощью механического привода, а для наведения на цель малой башни был предусмотрен спинной упор. У Т-12, как и у МС-1 (Т-18), имелся съемный кронштейн («хвост»), благодаря которому длина танка увеличивалась на 690 мм, что позволяло преодолевать окопы шириной до 2,65 м. Испытания Т-12 проходили весной 1930 г. С целью проверки прочности брони танк был подвергнут артиллерийскому обстрелу. После серьезной модернизации танк получил наименование Т-24.
Сохранившиеся документы позволяют сделать вывод, что рассматривалось три варианта вооружения Т-24: пушка калибра 45 мм и три пулемета ДТ, размещенные как на Т-12, вариант, который предполагал спаренную установку пушки и пулемета, либо трехъярусное размещение вооружения, при котором четвертый пулемет ДТ размещался в лобовом выступе подбашенной коробки. На практике был осуществлен третий вариант размещения вооружения на Т-24.
Испытания и дальнейшая судьба[править]
Постройка велась с 13 октября 1928 по 15 октября 1929, однако оснащение оборудованием заняло ещё два месяца. Официально танк был принят в феврале 1930 года, а на испытания был представлен 2 апреля. По отчётам РГВА, танк прошёл всего 2 километра по грунту, поскольку после этого у него сломалась трансмиссия. В ходе этих ходовых испытаний чистое время работы двигателя составило 33 минуты (из них 21 минута в движении). После ремонта двигателя механики обнаружили неполадки и недоработки в ходовой части: перегрев коробки передач, закипание воды в радиаторе, отказ второй передачи и поломка правой гусеницы на мягком грунте. Вместе с тем принимавшие испытания отметили хорошую плавность хода.
С 28 апреля по 2 мая 1930 прошли очередные испытания, на которых присутствовали наркомвоенмор К.Е.Ворошилов, начальник УММ И.А.Халепский и начальник технического управления УММ Г.Г.Бокис, а также представители от ХПЗ С. Махонин и Владимиров. На испытаниях Т-12 продемонстрировал свои лучшие возможности, успешно пройдя по пересечённой местности и осилив подъём под углом 35-36 градусов на первой передаче. На грунте скорость составляла 26 км/ч, но при повышении числа оборотов двигателя до 2 тысяч в минуту скорость доходила и до 30 км/ч. Танк сумел преодолеть двухметровый окоп на песчаном грунте (потенциально он мог перейти ещё и ров шириной 2,65 м).
Огневые испытания провести не удалось в полной мере: из-за отсутствия пулемёта Фёдорова на танке был установлен 7,7-мм станковый пулемёт «Льюис» в шаровой установке конструкции Шпагина. Точность стрельбы составила 60%. Стрельба из пушки не прошла ввиду неготовности основного орудия. 12 июля 1930 прошли повторные огневые испытания с новой пушкой. Полный боезапас танка составлял всего 100 выстрелов и 4000 патронов к пулемётам, но в случае установки полного комплекта вооружения он бы составлял 98 снарядов и 7200 патронов. Также обстрел бронеплит танка привёл к выводу о соответствии защиты танка требованиям. Однако проблемы, выявленные на первых испытаниях, исправить в полной мере так и не удалось.
Госкомиссия в целом была довольна танком, однако порекомендовала провести его доработку, повысив запас хода танка и исправив проблемы с гусеницей и коробкой передач. Танк так и не поступил на вооружение РККА, однако на модифицированном танке Т-24 все недостатки были исправлены.